Резина и сталь. Почему в авто применяют ременные передачи

Автомобиль часто (ну как часто? Раньше чаще, сейчас, естественно, уже меньше) называют «железным конем». И это логично, потому что сталь – его основа, главный конструктивный материал, и, несмотря на широкое применение пластиков, композитных материалов и прочего – именно стали в автомобиле больше всего.

            Но, как ни странно, некоторые важнейшие элементы двигателя используют ременные передачи с резиновыми ремнями. Почему? Ведь резина гораздо менее стойкая по сравнению с металлом, а от попадания масла (коего в районе как раз расположения основных ременных передач – полно) вообще разрушается. Неужели нельзя применить надежную, крепкую, стойкую к высыханию и маслу легированную сталь?

ременная передача

            Есть, правда стойкие к воздействию масла виды резины, и они тоже широко применяются – в качестве уплотнения, чтобы, например, масло в коробке передач не просачивалось через соединение корпуса. Но такие резины нестойки к механическим нагрузкам, мягкие – и, следовательно, не могут применяться для передачи крутящего момента.

            Дело в том (и это известно каждому, кто проходил в университете дисциплину «Детали машин» и чертил редуктор в разрезе), что типов передач существует всего несколько:

  • зубчатые передачи (наиболее используемая в конструкции авто, например, главная передача – ведущий мост в заднеприводных машинах). Сюда же можно отнести червячные и планетарные передачи, поскольку принцип их действия схож;
  • цепная передача (велосипед и мотоцикл, а также некоторые модели автомобилей);
  • фрикционные передачи, в которых передача производится за счет трения;
  • и, наконец - ременная передача, о которой и речь.

 ременная передача

Преимущества ременной передачи, из-за чего ее и применяют

 

  1. Ременная передача позволяет передавать крутящий момент в том числе на большие расстояния без создания громоздких тяжелых механизмов. В автомобилестроении, естественно, такое уже не используется.
  2. Бесшумность работы. В некоторых моделях авто (об этом упоминалось выше) в газо-распределительном механизме применяется цепная передача – однако, ее главный недостаток в данном случае – высокий уровень шума. Резино-ременная передача этого недостатка лишена.
  3. Защита от скачкообразного роста мощности – например, в следствии поломки на каком-то предыдущем этапе. В этом случае ременная передача просто проскальзывает, и ненормальная мощность не передается дальше.
  4. Дешевизна и легкость замены. По сравнению со стальными деталями стоимость ремня – очень низкая, а замена ремня – довольно простая операция, не требующая особых навыков и сложного оборудования. Сравните с заменой, например, шестерни.

ременная передача

Так что ременная передача вполне хорошо себя чувствует в окружении современных материалов, и, скорее всего, будет использоваться еще очень долго – разве что двигатели и передача мощности с них на рабочие органы автомобиля станут вообще принципиально иными.

 

Наверх